ФГБНУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ Н.А. СЕМАШКО. ФГБНУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ Н.А. СЕМАШКО. ФГБНУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ Н.А. СЕМАШКО.
  • Главная
  • Об институте
    • Новости
    • История института
    • Информационная справка
    • Структура института
    • Руководство института
    • Официальные документы
    • Финансовая отчетность
    • Противодействие коррупции
    • Ученый совет
    • Диссертационный совет 24.1.190.01
      • Диссертационный совет
      • Состав диссертационного совета
      • Нормативные документы
      • Документы для соискателей
      • Защита диссертаций
      • Проведение заседаний диссертационного совета в дистанционном режиме
      • Защищенные диссертации
      • Архив диссертационного совета Д 001.047.01
      • Архив диссертационного совета Д 001.047.02
    • Диссертационный совет 24.1.190.02
      • Диссертационный совет 24.1.190.02
      • Состав диссертационного совета
      • Нормативные документы
      • Документы для соискателей
      • Защита диссертаций
      • Проведение заседаний диссертационного совета в дистанционном режиме
    • Для сотрудников института
      • Мероприятия
      • Корпоративная почта
      • Материалы конференций, семинаров
      • Справочная информация
      • Материалы по основной деятельности
      • Система управления проектами
      • ПЭТ Профессиональное Эффективное Долголетие
    • Публикации
    • Печатные издания
    • Библиотека
      • Структура библиотеки
      • Каталог библиотеки
      • Выставки библиотеки
      • Контакты библиотеки
    • Общество историков медицины
    • Экспертная панель
    • Технологии здоровьесбережения
    • Выборы директора
    • Закупки у СМП
  • Наука
    • Направления научной деятельности
    • Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
      • О кафедре
      • Сотрудники кафедры
      • Образовательные программы
      • Заседания кафедры
      • Контактная информация
    • Кафедра экономики и социологии здравоохранения
    • Прикрепление для подготовки диссертации
    • Научные мероприятия
    • Опросы
    • Независимый этический комитет
    • Совет молодых ученых
    • Ученый совет
  • Образование
    • Сведения об образовательной организации
    • Аспирантура
      • Аспирантура
      • Поступление в аспирантуру
      • Обучение в аспирантуре
      • Аспирантам: оформление социальной карты
      • Прикрепление для подготовки диссертации
      • Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов
      • Локальные нормативные акты
      • Электронная информационно-образовательная среда
    • Магистратура
      • Магистратура
      • Поступление в магистратуру
      • Обучение в магистратуре
      • Локальные нормативные акты
      • Электронная информационно-образовательная среда
    • Ординатура
      • Ординатура
      • Поступление в ординатуру
      • Обучение в ординатуре
      • Ординаторам: оформление социальной карты
      • Локальные нормативные акты
      • Электронная информационно-образовательная среда
    • Дополнительное профессиональное образование
      • Образовательные программы ДПО
    • Электронная информационно-образовательная среда организации
    • Центр высшего и дополнительного профессионального образования
    • Кафедры
    • Контактная информация по вопросам обучения
    • Анкетирование НОК 2025
    • Оценить УСЛОВИЯ услуг
    • Подача электронного обращения
    • Часто задаваемые вопросы
  • Абитуриенту
  • Проекты
    • Центр ЦФИЛМ
      • ЦФИЛМ
      • Услуги
      • Сотрудники
      • Публикации
      • Образовательные программы
      • Документы
      • Контакты
    • Центр ЦОПНИЗ
      • О Центре
      • Сотрудники
      • Образовательные программы
      • Контакты
    • Лаборатория инновационных технологий и искусственного интеллекта в общественном здравоохранении
      • О лаборатории
      • Сотрудники
      • Публикации
      • Образовательные программы
      • Проекты: Система оценки и реестр цифровых технологий для здравоохранения
      • Контакты
    • Проектный офис «Редкие (орфанные) болезни»
      • Об офисе
      • Руководитель офиса
      • Публикации
      • Дорожная карта
    • Национальный Центр развития здравоохранения
      • О центре
      • Публикации
      • Образовательные программы
      • Проекты
      • Контакты
    • Научно-методический Центр традиционной, комплементарной и интегративной медицины
    • Управление лекарственным обеспечением
    • ШКОЛА ЭТИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • Экспертно-аналитический центр
    • Содружество Семашко
  • Музей
  • Контакты
  •  EN EN
  • Статистика
  1. Главная
  2. Образование
  3. Аспирантура
  4. Поступление в аспирантуру
  5. Uncategorised

Uncategorised

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Национальный научно-исследовательский институт

общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

(ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»)

«СОЗВЕЗДИЕ СЕМАШКО» САЙТ ПОСВЯЩЕННЫЙ Н.А. СЕМАШКО 

Краткая биография Н.А. Семашко

Родился 20 сентября 1874 г. в семье учителя в селе Елецкого уезда Орловской губернии. По окончании Елецкой гимназии (1891 г.) поступил на медицинский факультет Московского университета. В связи с участием в революционном движении и отчислении из ИМУ, окончил Казанский университет. В 1901-1904 гг. работал врачом-эпидемиологом в Самарской и Орловской губерниях, а с 1904 г. – земским санитарным врачом в Нижнем Новгороде. С 1908 г. Н.А. Семашко занялся педагогической деятельностью. Он переехал в Париж, где работал школьным врачом и педагогом в русской школе. В 1913–1917 гг. Семашко жил и работал врачом на Балканах (сначала в Сербии, а затем в Болгарии), после Октябрьской революции вернулся в Россию. С 1918 по 1930 г.– первый нарком здравоохранения РСФСР. 25 января 1930 г. был снят с должности наркома здравоохранения. В 1930-1936 гг. – член Президиума и Председатель Комиссии по улучшению жизни детей ВЦИК. С 1936 года и до конца жизни основным местом работы Н.А. Семашко была кафедра социальной гигиены 1-го ММИ, которую он возглавлял с 1921 по 1949 год. Одновременно: в 1945-1949 гг. - директор института школьной гигиены АПН РСФСР, в 1947-1949 гг. – директор Института организации здравоохранения и истории медицины (ныне Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко) АМН СССР.

«Система Семашко» / Наследие Семашко

Существующие в мире системы здравоохранения можно разделить на четыре базовые модели: немецкого канцлера Бисмарка, английского экономиста Бевериджа, советского наркома здравоохранения Семашко и американскую (безымянную) модель.

В основе предложенной Семашко системы здравоохранения лежали 6 основных принципов: 1) единая организация и централизация управления; 2) равная доступность для всех граждан; 3) первоочередное внимание материнству и детству; 4) единство профилактики и лечения; 5) ликвидация социальных основ болезней; 6) привлечение общественности к делу здравоохранения. Все эти принципы разрабатывались многими ведущими врачами мира, однако в основу государственной политики они были впервые положены в Советской России, что стало достижением цивилизационного масштаба.

Для централизованного управления здравоохранением в масштабе всей страны впервые в мире была создана специальная организация — Наркомат здравоохранения, в ведение которого перешли все ведомственные, земские и страховые медицинские учреждения. Концентрация ресурсов позволила в условиях ограниченности средств достичь серьёзных результатов в преодолении традиционных инфекционных заболеваний, в уменьшении материнской и детской смертности, в профилактике социальных болезней и санитарном просвещении населения. Удалось в сжатые сроки выстроить систему медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далёких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Полученные результаты привлекли к опыту РСФСР (СССР) внимание всего мира.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.

Участковый принцип в системе здравоохранения Н.А. Семашко применял как в сельской местности, так и в городе, по нему строилась вся сеть медицинских учреждений, включая городские амбулатории, поликлиники, больницы. Николай Александрович писал: «Организация системы здравоохранения по участковому принципу дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, условия труда и быта своего населения, выявлять часто и длительно болеющих, знать своих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, лучше бороться с возникновением и распространением заразных болезней и т.д. Участковый врач делается, таким образом, «домашним» врачом, другом семьи. Знание своего участка и его жителей дает возможность лучше распознать и лечить болезни». Все это предвосхитило основы современной семейной медицины, опыт «врача общей практики», с успехом применяемый во многих зарубежных странах и все более распространяющийся на территории нашей страны.

Система охраны материнства и детства выстраивалась по новому принципу: охрана здоровья матери (беременной и роженицы) – забота о детях с младенчества до дошкольного и школьного возраста – охрана здоровья подростков. Формировалась сеть детских учреждений: ясли, детские санатории и др. Жизнь ребенка, начиная с внутриутробного состояния, находилась под контролем государства (консультация для беременных – родильная помощь – консультация для матери и ребенка – ясли – детские сады – детские поликлиники – больницы – санатории-курорты и т.д.). Актуально вплоть до настоящего времени.

Фундаментом профилактики Н.А. Семашко считал проведение социально-экономических мероприятий на уровне государства с акцентом на улучшении условий жизни и труда рабочих и крестьян и оздоровлении внешней среды. Он указывал на то, что профилактическое направление должно пронизать деятельность медицинских учреждений всех звеньев здравоохранения. Важным средством осуществления профилактического направления Н.А. Семашко считал широкое применение диспансерного метода в практической деятельности всех медицинских учреждений. Диспансеры, организованные в то время, были призваны обеспечивать наиболее совершенную постановку диагноза и высококвалифицированную помощь специалистов, организовывать общественность для борьбы с заболеваниями, вести санитарно-просветительскую работу, обеспечивать пользование подсобными учреждениями (диетстоловыми, ночными и дневными санаториями, детскими площадками), при необходимости организовать дальнейшее лечение больного (в больнице, санатории, на курорте и т.д.). Предлагая такие функции диспансерам, Н.А. Семашко также предвосхитил одно из современных направлений в организации медицинской помощи – дневные стационары. В диспансерах не только лечили, но и выявляли заболевания на начальных стадиях. Уже тогда была организована патронажная служба – систематическое наблюдение за больными.

В конце 1920-х годов был организован новый тип медицинского учреждения – санитарно-эпидемиологические станции – органы, управляющие мероприятиями по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями, организующие работу по оздоровлению окружающей среды. В 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов санитарной инспекции на всей территории страны. Под руководством Н.А. Семашко была выстроена стройная система государственной санитарной организации, которая по существу сводилась к следующим основным видам санитарного надзора: коммунальному, пищевому, промышленному и школьному. Противоэпидемические мероприятия планировались санитарной организацией. Действует вплоть до настоящего времени.

Семашко поддерживал и развивал идеи страховой медицины. Он считал, что государственное страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семьи, возмещать полный заработок за счет предпринимателей и государства, им должны руководить единые страховые организации, построенные по территориальному типу на началах полного саморегулирования застрахованных. Он заложил основы бюджетно-страхового финансирования здравоохранения, при этом медицинское страхование в отличие от страховой медицины становилось частью здравоохранения.

Н.А. Семашко закончил активную политико-государственную деятельность в 1930 году, но развитие системы здравоохранения СССР продолжалось еще многие десятки лет и происходило в несколько этапов. Это были периоды: развития здравоохранения (1930-1940 гг.); годы войны и восстановления страны (1941-1953 гг.); повышения роли науки в здравоохранении (1954-1965 гг.); здравоохранения и научно-технического прогресса (1965-1985 гг.). На всех этапах здравоохранение руководствовалось наследием Н.А. Семашко и предложенным им принципами.

Ко второй половине 1980-х годов сформировалась необходимость реконструкции здравоохранения, которая, к сожалению, не состоялась в силу целого ряда причин и проблем того периода.

В новой России, Российской Федерации, сохраняется и учитывается уникальный опыт Советского здравоохранения. Его принципы учитываются при формировании современной системы здравоохранения и системы охраны здоровья населения страны.

Сохраняется преобладающий принцип государственности системы, многие службы, организации, казенные учреждения находятся полностью на бюджетном финансировании. Государство обеспечивает первичную профилактику охраны здоровья, в том числе вакцинацию, биобезопасность и, при необходимости, карантинные мероприятия.

Значительная часть врачебных и медицинских кадров готовится на бюджетной основе.

Доступность медицинской помощи повышается за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов здравоохранения и внедрения передовых организационных технологий.

В условиях широкого распространения платных медицинских услуг, их сдерживанию способствует система ОМС и Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Связь науки и практики укрепляется активным формированием научно-производственных и научно-клинических центров и организаций.

Продолжает свое развитие медицинская профилактика, диспансеризация и диспансерное наблюдение.

Таким образом, пройдя долгий исторический путь, принципы государственной политики в сфере здравоохранения, предложенные Н.А. Семашко, подтверждают свою правильность и востребованность.

 

 

 

 

15 марта 2023 г. состоялось расширенное заседание кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Института по обсуждению диссертационного исследования Бугаева Дмитрия Александровича на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности 3.2.3– «Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения»

Тема: «Совершенствование организации и управления качеством медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия».

Научный консультант - доктор медицинских наук, профессор Горбунков Виктор Яковлевич

Рецензенты – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, Щепин Владимир Олегович;

доктор медицинских наук, профессор Линденбратен Александр Леонидович

По итогам обсуждения диссертация рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 3.2.3 общественное здоровье, организация и социология здравоохранения после внесения исправлений в соответствии с высказанными замечаниями.

Серия вебинаров от EBSCO на русском языке - август 2022

ebsco 2 big

 

pdf Как авторизоваться в сервисах EBSCO
pdf График проведения вебинаров

Абитуриенту

Приемная кампания на 2024/2025 учебного года

Контактная информация:

Блошенко Юрий Михайлович

Тел: +7 (980) 099-11-35

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Стоимость обучения

epПрейскурант платных образовательных услуг ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Поступление в ординатуру

Поступление в магистратуру

Поступление в аспирантуру

epСведения о количестве мест для приёма граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2024/2025 учебном году

epСведения о количестве мест для приёма граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры в 2024/2025 учебном году

epСведения о количестве мест для приёма граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры в 2024/2025 учебном году

О лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №1572 от 28 июля 2015 г.
Приложение к лицензии 1.2
Приложение к лицензии 1.3
Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

Свидетельство о государственной аккредитации

Свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями)
Выписка из реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам

Устав образовательной организации

Устав ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Часто задаваемые вопросы

Документы, необходимые для поступления, принимаются с 21 августа 2023 года по 8 сентября 2023 года.

Срок начала приема документов, необходимых для  поступления: 4 июля 2022 года.

ИНФЕКЦИОННЫЕ РИСКИ ЗОН ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: КАК ИХ МИНИМИЗИРОВАТЬ?
(Обзор)

Аннотация. Большую часть времени современный человек проводит в закрытых помещениях и подвергается воздействию неблагоприятных факторов жилых помещений, как на производстве, так и находясь в помещениях жилых зданий. Особую актуальность эта проблема приобрела в период пандемии COVID-19, когда большинство граждан находились на самоизоляции в домашних условиях.
В связи с этим здоровье человека во многом зависит от того, насколько экологически безопасна внутренняя жилая среда помещений. Особенно чувствительны к внешним факторам дети. Жилые помещения становятся местом, где дети могут проводить до 24 часов в сутки. В домашних условиях реализуется воспитательный, образовательный процесс, происходит досуг и питание ребенка. Выработка стандартов и рекомендаций по дезинфекции жилых помещений необходима в целях снижения рисков для здоровья детей, что является безусловным приоритетом государственной политики Российской Федерации. Целью настоящей работы является аналитический обзор данных по минимизации инфекционных рисков зон жилых помещений для здоровья детей.
В статье рассматриваются зоны инфекционного риска жилых помещений; классификация современных дезинфицирующих средств; безопасность дезинфицирующих средств для здоровья детей; анализ нормативных подходов в Российской Федерации к обеспечению гигиены в жилых помещениях, в том числе в период эпидемии COVID-19; обоснование проведения образовательных мероприятий по гигиене жилья на уровне семьи.

Ключевые слова:
Гигиена жилья, здоровье детей, зоны риска жилых помещений, инфекционные болезни, дезинфекция, дезинфекционные средства.

Целью настоящей работы является аналитический обзор данных по минимизации инфекционных рисков зон жилых помещений для здоровья детей.

1. Актуальность проблемы.
Большую часть времени современный человек проводит в закрытых помещениях и подвергается воздействию неблагоприятных факторов жилых помещений. Особую актуальность эта проблема приобрела в период пандемии COVID-19, когда большинство граждан находились на самоизоляции. Обучение, работа, отдых и питание – все это происходило в домашних условиях, где отдельные категории граждан, в том числе семьи с детьми и лица старшего возраста, провели несколько месяцев практически в круглосуточном режиме.
В связи с этим здоровье человека во многом зависит от того, насколько экологически безопасна внутренняя жилая среда помещений. Экология жилищных помещений довольно обширная тема. На здоровье человека в жилом доме действует комплекс факторов различного характера: микроклимат; ионизирующие и неионизирующие излучения, в том числе от бытовых электроприборов; множество химических веществ, выделяющихся из строительных материалов; бытовая химия и многие другие [1, 2, 3, 4, 5, 6 с. 43-44]. Исследованиями установлено, что в воздухе жилых зданий одновременно может присутствовать более 100 летучих химических веществ и соединений, в том числе относящихся к I и II классу опасности: углеводороды, эфиры, спирты, аэрозоли свинца, ртути, кадмия, цинка, никеля, хрома и других металлов [1, 6 c. 43–45].
Вместе с тем, сама среда жилого помещения (условия содержания жилища, уборка, микроклимат, бытовая химия, продукты питания, люди, животные, растения и пр.) формирует определенный состав микрофлоры (микробиоты) помещений, которая также может неблагоприятно оказывать воздействие на организм человека: способствовать инфекционным, аллергическим, онкологическим заболеваниям [1,3]. Особенно чувствительны к среде домашних помещений дети [7, 8 с.7-8, 9, 10].
Статистика свидетельствует, что показатели заболеваемости детей некоторыми болезнями, входящими в категорию так называемых «болезней грязных рук» (гепатит А, дизентерия, грипп и другие ОРВИ, сальмонеллез, глистные инвазии), а также другими заболеваниями, связанными с нарушениями правил гигиены – растут быстрее общего тренда заболеваемости среди детей. Как свидетельствуют данные доклада «Здравоохранение в России – 2019» при общем увеличении детской заболеваемости на 19% за прошедшие 18 лет, с 2005 по 2018 г. рост числа заболеваний кишечными инфекциями и инфекционными болезнями верхних дыхательных путей составил 32% и 27% соответственно [11].
Принимая во внимание данные статистики, свидетельствующей о серьезном росте детской заболеваемости, связанной с нарушением правил гигиены, данный вопрос является принципиальным условием реализации стратегических приоритетов государства в области здравоохранения и социальной политики, направленных на снижение детской заболеваемости в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и комплексной президентской программы «Десятилетие детства».
Вопрос дезинфекции жилых помещений входит в приоритетную повестку международного экспертного сообщества в сфере здравоохранения. Согласно данным международной организации Global Hygiene Council, более трех миллионов детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирают от инфекционных заболеваний (700 тыс. от диареи). 52% семей не проводят дезинфекцию поверхностей дома во время сезона простуды и гриппа, и 31% зарегистрированных пищевых отравлений происходят в домашних условиях [12].
Вместе с тем общем векторе государственных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности вопрос гигиены в жилых помещениях по зонам инфекционного риска пока не получил должного развития:
- не разработаны единые комплексные рекомендации по выделению зон инфекционного риска (места наибольшей концентрации микроорганизмов-возбудителей заболеваний);
- не разработаны рекомендации по эффективному и безопасному использованию средств дезинфекции в жилых помещениях, которые учитывали бы международный опыт в этом вопросе, включая рекомендации ВОЗ по дезинфекции поверхностей в закрытых помещениях разного типа.

2. Зоны инфекционного риска в жилых помещениях.
Согласно данным доклада Национального научного фонда США «International Household Germ Study», концентрация микроорганизмов и возбудителей заболеваний на поверхностях в жилых помещениях распределена неравномерно: выделяют зоны риска - места наибольшей концентрации возбудителей заболеваний на поверхностях. Основные зоны инфекционного риска в жилых помещениях представлены в таблице 1 [13].

Таблица 1. «Зоны инфекционного риска» в жилых помещениях [13]

«Зоны риска» в жилых помещениях

Распространенные возбудители

Губка, тряпка для посуды

Колиформные бактерии, дрожжи, плесневый грибок, стафилококк

Кухонная раковина

Колиформные бактерии

Столешница

Колиформные бактерии

Разделочная доска

Колиформные бактерии

Лопатка для приготовления пищи

Колиформные бактерии

Кофемашина

Дрожжи, плесневый грибок

Клавиатура компьютера

Дрожжи, плесневый грибок

Пульт от телевизора, игровой джойстик

Плесневый грибок

Стакан для зубных щеток

Колиформные бактерии,

Стиральная машина

Колиформные бактерии, плесневый грибок, возбудители пневмонии и диареи

Дверная ручка

Колиформные бактерии

 

Как следует из таблицы, на поверхностях в жилых помещениях концентрируются возбудители заболеваний, несущие значительные инфекционные риски для здоровья, в том числе здоровья детей. Ключевыми возбудителями являются колиформные бактерии и плесневые грибы.
В настоящее время к колиформным бактериям относят бактерии группы кишечной палочки в качестве маркера фекальной контаминации и так называемым санитарно-показательным микроорганизмам. К бактериям группы кишечных палочек относят представителей родов Escherichia (в том числе и Е. coli), Citrobacter (типичный представитель C. coli citrovorum), Enterobacter (типичный представитель E. aerogenes), которые объединены в одно семейство Enterobacteriaceae благодаря общности морфологических и культуральных свойств [14].
Основными зонами инфекционного риска в домашних помещениях являются поверхности на кухне (раковина, столешница, разделочная доска), включая бытовую технику (стиральная машина кофемашина), в гостиной (пульт для телевизора, джойстик), ванная комната (стакан для зубных щеток). Именно здесь концентрация болезнетворных микроорганизмов достигает особенно высокого уровня [13].
Одной из проблем распространения возбудителей инфекционных заболеваний в жилом помещении является обсемененность бактериями стиральных машин. Как свидетельствуют результаты исследований и экспертные доклады, при наиболее распространенном режиме стирки (40-60ºС и ниже) возбудители болезней не погибают, а размножаются и распространяются по белью, попавшему в стиральную машину [15, 16, 17]. Наиболее загрязненными называют нижнее и постельное белье, а также полотенца.
Основными бактериями, представляющими опасность для детей в домашних условиях, являются колиформные бактерии, стафилококк, плесневые грибы и возбудители пневмонии.
Радикального снижения уровня рисков для детского здоровья и здоровья семьи в домашних условиях можно достичь с помощью регулярной дезинфекции «зон риска» и следованию базовым правилам гигиены. Для этого необходимо донести информирование семей о зонах рисков и способах эффективной дезинфекции.
Общий подход к практикам дезинфекции зон рисков жилых помещений в полной мере не разработан даже в развитых странах. В связи с этим, исследователи из Международного научного форума домашней гигиены выделяют новый подход к организации ежедневных практик дезинфекции (hygiene and everyday life – HEDL) на основе «целенаправленной гигиены» («targeted hygiene») [18]. На практике это означает осознанную профилактику санитарных рисков там, где они особенно велики в зависимости от конкретной ситуации.

3. Основные дезинфицирующие средства и их безопасность использования.
Исторически дезинфицирующие средства использовались для ежедневной гигиены и уборки жилых помещений, а также в борьбе против массовых инфекционных заболеваний.
За последние 100 лет химическая промышленность синтезировала множество дезинфицирующих средств.
На сегодняшний день перечень веществ, используемых для дезинфекции поверхностей, насчитывает десятки оригинальных химических соединений.
Эффективность дезинфицирующих средств оценивается по их антимикробному действию, которое включает: бактерицидную, туберкулоцидную, фунгицидную вирулицидную, спороцидную активности [19 с. 24-30].
Основными критериями выбора дезинфицирующих средств для обработки различных объектов являются [19 с. 30-42]:
- спектр антимикробной активности;
- время дезинфекционной выдержки;
- безопасность применения средства в рекомендованных режимах для человека;
- отсутствие (или низкая способность) у средства фиксировать органические загрязнения на поверхности;
- способность средства сохранять антимикробную активность в присутствии органических загрязнений, о чем свидетельствует информация в инструкции на средство по режимам обеззараживания посуды и поверхностей с остатками пищи, белья, загрязненного выделениями;
- наличие у средства моющих свойств, позволяющих совмещать дезинфекцию с очисткой (при необходимости) или сочетать в одном этапе обработки дезинфекцию и мойку;
- стабильность средства и его рабочих растворов при хранении;
- растворимость в воде;
- экологическая безопасность.
Классификация наиболее распространенных дезинфицирующих веществ приведена в таблице 2.
Наиболее распространенными дезинфицирующими средствами являются хлорсодержащие вещества, которые используются для дезинфекции большинства поверхностей и широко используются в том числе в детских учреждениях. Вместе с тем, исследования по изучению влияния дезинфицирующих хлорсодержащих веществ на здоровье детей указывают, что нарушение правил их использования создает высокие риски развития респираторных заболеваний. [20]
В настоящее время все больше ужесточаются требования к безопасности дезинфицирующих средств. Примером ужесточения требований могут служить фенолосодержащие средства, попавшие под фактический запрет в зарубежных странах в связи с тем, что фенол может стать причиной развития онкологических заболеваний [21].
Все больше нарастает тренд по практике «мягкого регулирования», что означает поиск баланса между эффективностью и безопасностью дезинфицирующих средств. В некоторых штатах Северной Америки существуют специальные лицензионные программы уборки детских помещений. Их задачей является внедрить стандарты использования дезинфицирующих средств для защиты здоровья и безопасности детей в закрытых помещениях (штаты Техас, Мичиган, Северная Каролина). Нормативными документами штатов определяется термин «дезинфекция» – использование дезинфицирующего вещества, зарегистрированного Агентством по охране окружающей среды (EPA) [22] с учетом безопасности и эффективности [23]
Безопасность средств дезинфекции для детского здоровья является одним из ключевых вопросов, внимание к которым демонстрирует не только государство, но и гражданское общество. Например, общественное движение родителей за экологически чистые и безопасные школы “Green schools” уделяет большое внимание вопросу безопасности дезинфицирующих веществ. В рекомендациях [24] общественные организации советует использовать дезинфектанты на основе перекиси водорода, лимонной кислоты или масла тимьяна, как наименее опасные для здоровья детей.
Таким образом, как показывает международный опыт, ключевым фактором создания требований по гигиене и дезинфекции жилых помещений помимо эффективности уничтожения микроорганизмов, является учет влияния воздействия дезинфицирующих веществ прежде всего на здоровье детей. На сегодняшний день из всех существующих восьми групп дезинфицирующих средств (смотри таблицу) наиболее эффективными для устранения бактерий и нейтральными в части воздействия на здоровье детей являются бензалкония хлорид, который используется даже в качестве наружных лекарственных средств и консервантах [25, 26].
В России на сегодняшний день действует процедура государственной регистрации дезинфицирующих средств. На этикетке товара должно быть указано:
- полное описание по применению,
-химический состав действующего вещества;
против каких инфекционных агентов направлено средство;
-меры по безопасности использования;
-противопоказания к применению
Правила маркировки дезинфицирующих веществ описаны в пункте 3.3 ГОСТ Р 58151.1-2018. [27].
Вместе с тем пока не в полной мере налажено информирование пользователей о безопасном использовании средств дезинфекции в домашних условиях. В связи с этим данный пункт должен быть учтен при разработке комплексных рекомендаций дезинфекции в жилых помещениях.
Таблица 2. Классификация наиболее распространенных дезинфицирующих веществ

Группы веществ

/действие

Спирт

Хлор

Бензалкония хлорид

Формальдегид

Фенолы

Перекись водорода

Йодофоры

Антимикробное действие

Бактерицидное действие, не уничтожает споры микроорганизмов

Бактерицидное, антивирусное, фунгицидное и спороцидное действие. При изменении pH-характеристик воды (жесткая вода) теряют эффективность

Бактерицидное, антивирусное, фунгицидное и спороцидное действие.

Эффективен против наиболее распространенных болезнетворных видов микроорганизмов

Бактерицидное, фунгицидное и спороцидное действие

Бактерицидное, фунгицидное и спороцидное действие

Бактерицидное, фунгицидное и спороцидное действие. Слабая эффективность против ряда вирусов и бактерий

Бактерицидное, в том числе микобактерии туберкулеза; противовирусное действие.

 Малоэффективен против грибков и спор.

Неэффективен при температурах выше 35-40 ºС

Воздействие на здоровье детей

За счет быстрого испарения не оказывает негативного воздействия

При высоких концентрациях пары хлора могут вызывать поражение верхних дыхательных путей.

Безопасен для использования в закрытых помещениях. Используется в лекарственных средствах, предназначенных для приема внутрь (капли и суппозитории)

При вдыхании может спровоцировать бронхоспазм.

 При попадании на кожу вызывает раздражение. Пары формальдегида оказывают нейротропное действие (сильная головная боль)

Особо токсичны для младенцев и детей младшего возраста.

Не рекомендуется к использованию в детских садах

Безопасны для применения, не вызывают раздражения кожи

Аллергические реакции

 

4. Нормативное регулирование обеспечения гигиены инфекционных зон риска в жилых помещениях.
В связи с последними событиями, связанными с COVID-19, Правительством РФ совместно с органами власти субъектов проделана масштабная работа по организации мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. С учетом высокой актуальности проблемы дезинфекции жилых помещений в период пандемии COVID-19 Роспотребнадзором подготовлены следующие рекомендации:
- Рекомендации по гигиене при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ [28];
- Рекомендации по проведению дезинфекции жилых помещений для лиц, находящихся в период изоляции [29];
- Рекомендации по проведению дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса [30];
- Памятка Роспотребнадзора «Рассадники бактерий на вашей кухне» [31];
- Рекомендации «О необходимости дезинфекции мобильного телефона» [32];
- Рекомендации «Как защитить детей от коронавируса в период снятия ограничений» [33].
Анализ рекомендаций Роспотребнадзора по дезинфекции жилых помещений по зонам риска приведена в таблице 3.
Роспотребнадзором были оперативно подготовлены рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях [34]. Согласно рекомендациям, в дополнение к существующим нормам дезинфекции в дошкольных учреждениях введена уборка помещений влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах не менее двух раз в день, а генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Обеспечение детских дошкольных учреждений и школ дезинфектантами и обеззараживающими устройствами осуществлялось по отдельному финансированию и к их открытию была организована доставка этих средств и проведение мероприятий.

Таблица 3. Анализ рекомендаций Роспотребнадзора по дезинфекции жилых помещений по зонам риска

Критерии/
рекомендации

Выделение «зон риска» - мест концентрации микро-организмов и возбудителей заболеваний

Перечень микро-организмов и возбудителей заболеваний, в указанных «зонах риска»

Указание на действующие вещества

Необходимая последова-тельность действий при дезинфекции

Рекомендации по дезинфекции помещений в период само-изоляции (от 22.03.2020 № 02/4716-2020-27)

Дверные ручки, краны, столы, спинки стульев и т.д.

 нет

хлорные и кислородные вещества

жилая комната - кухня - ванная - туалет

Рекомендации по гигиене при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ [28]

Дверные ручки, выключатели, панели управления оргтехникой

нет

нет

нет

Памятка Роспотребнадзора «Рассадники бактерий на вашей кухне» [31]

Раковина, губка для мытья посуды, кухонные полотенца, столешницы, ручки техники и мебели

Колиформные бактерии, дрожжи, плесень, стафилококк

нет

нет

Рекомендации «О необходимости дезинфекции мобильного телефона» [32]

Мобильный телефон

нет

нет

Протирать антисептиком после мытья рук

Рекомендации как защитить детей от коронавируса в период снятия ограничений (Информация Роспотребнадзора от 22.06.2020)

Туалет
Игровая площадка

 нет

мыло, дезинфицирующие средства

Мытье рук после прогулок с ребенком, игр, перед едой и после посещения туалета


В то же время, необходимо отметить, что все меры пока что носят рекомендательный характер и на уровне федерального законодательства зоны инфекционного риски в жилых помещениях пока не выделяются в числе направлений обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан.
Так в соответствии с законодательством [35, 36]. жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. То есть, отсутствуют указания на биологические и бактериальные риски в жилых помещениях, а также способы их исключения.
С учетом долгосрочного характера пандемии необходимо системное регулирование вопросов обеспечения гигиенической безопасности жилых помещений. Важно в кратчайшие сроки интегрировать актуальное содержание уже существующих рекомендаций в единый нормативный документ, который должен стать содержательной основой для будущих системных изменений в государственной политике в области санитарно-эпидемиологической безопасности жилищных помещений.
Представляется целесообразным учесть опыт ВОЗ, которой разработаны рекомендации «Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в период эпидемии COVID-19», где указано, что домашние помещения являются пространством передачи инфекции в силу плотности и частоты контактов между людьми [37].
В рекомендациях отражены следующие ключевые пункты:
 • «Зоны риска» - места наибольшей концентрации микроорганизмов-возбудителей заболеваний;
 • Дезинфицирующие вещества – безопасные для здоровья и наиболее эффективные для борьбы с возбудителями;
 • Принципы проведения дезинфекции – рекомендованная последовательность действий и необходимые концентрации веществ при дезинфекции поверхностей в зависимости от типа помещений.
Представляются актуальными результаты международных исследований. Исследование Международного научного форума по гигиене предлагает использовать подход по так называемой «целенаправленной гигиене» (targeted hygiene): полноценно взаимодействовать с окружающей средой, принимая осознанные усилия для снижения гигиенических рисков и рисков заражения [38].
Основные повседневные практики, в которых рекомендуется использовать «целенаправленную гигиену»:
 • Во время обработки пищи;
 • Во время еды с использованием пальцев;
 • Пользование туалетом;
 • Кашель, чихание и высмаркивание;
 • Соприкосновение с поверхностями, часто касающимися других людей;
 • Обработка и стирка одежды и домашнего белья;
 • Уход за домашними животными;
 • Переработка и утилизация отходов;
 • Забота о зараженном члене семьи.
Таким образом, в обозримой перспективе необходимо провести системное изменение законодательного и подзаконного регулирования с целью интеграции вопросов обеспечения гигиенической инфекционной безопасности зон риска жилых помещений в систему мер государственной политики в области санитарно-эпидемиологической безопасности.

5. Информирование граждан по инфекционной безопасности жилья.
Роль информирования общества сегодня является ведущей в вопросах обеспечения должного уровня гигиены. Эта проблема является международной. Несмотря на то, что ВОЗ [39] и другие экспертные организации отмечают критическую роль гигиены в обеспечении санитарной безопасности (в т.ч. защиты от коронавирусной инфекции), осведомленность граждан о важности гигиены низкая. Согласно данным социологических опросов ведущих исследовательских центров (ВЦИОМ и ФОМ) о способах предостережения от заражения коронавирусом среди граждан, лишь 5% россиян видят [40] гигиену главным способом предотвращения заражения; Отсутствие приоритетности правил гигиены подтверждается опросом [41] ВЦИОМ по отношению профилактики COVID-19: лишь 37% граждан выделяют гигиену как способ обезопасить себя от коронавируса. Необходимо отметить, что данная проблема характерна не только для России, но и для других развитых стран. Так, согласно исследованию королевского общества развития здравоохранения Великобритании 23% британцев не считают гигиену в жилых помещениях важной. В связи с этим авторы публикации считают необходимым повысить общественную осведомленность с акцентом на проведение мероприятий в системе образования (открытые уроки, образовательные курсы). При проведении общественных кампаний предлагается использовать «семейно-ориентированный подход», так как семья является ключевым источником формирования правильных повседневных основ гигиены [43].
В настоящее время школьные программы содержит информацию по обучению гигиеническим практикам. Но информация в большинстве программ не систематизирована. В качестве показательных примеров можно привести образовательные курсы в области гигиены жилищной среды в школьных учреждениях Свердловской области, Кировской области, г. Сочи и других [44, 45, 46, 47, 48, 49, 50].
Представляется важным разработать систему мероприятий по гигиеническому образованию в школьных и дошкольных учреждениях на основе семейно-ориентированного подхода с целью доведения указанных выше рекомендаций до целевой аудитории – семей с детьми, так как именно на семейном уровне формируется отношения к гигиене и правилам дезинфекции.
В целях унификации образовательного процесса и расширения охвата школьников просвещением в области гигиены, необходимо разработать федеральные государственные образовательные стандарты с подробным описанием методов, механизмов и средств обучения в данной области.

Заключение.
Вопрос гигиены в жилых помещениях по зонам инфекционного риска пока не получил должного развития:
-не разработаны единые комплексные рекомендации по выделению зон инфекционного риска (места наибольшей концентрации микроорганизмов-возбудителей заболеваний);
-не разработаны рекомендации по эффективному и безопасному использованию средств дезинфекции в жилых помещениях.
В связи с этим необходимо системное регулирование вопросов обеспечения гигиенической безопасности жилых помещений: интеграция уже существующих рекомендаций в единый нормативный документ, который должен стать содержательной основой для будущих системных изменений в государственной политике в области санитарно-эпидемиологической безопасности жилищных помещений.
Необходимо повысить общественную осведомленность с акцентом на проведение мероприятий в системе образования (открытые уроки, образовательные курсы). При проведении общественных кампаний предлагается использовать «семейно-ориентированный подход», так как семья является ключевым источником формирования правильных повседневных основ гигиены. В целях унификации образовательного процесса и расширения охвата населения просвещением в области гигиены, необходимо разработать федеральные государственные образовательные стандарты с подробным описанием методов, механизмов и средств обучения в данной области.

Список литературы
1. Попова Т.В. Безопасность внутрижилищной среды для здоровья человека / Т.В. Попова //Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 4. C. 68-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-vnutrizhilischnoy-sredy-dlya-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 18.03.2021).
2. Рахманин Ю.А. Окружающая среда и здоровье: приоритеты профилактической медицины / Ю.А. Рахманин, Р.И. Михайлова //Гигиена и санитария. 2014. № 5. – [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/okruzhayuschayasreda-i-zdorovie-prioritety-profilakticheskoymeditsiny (дата обращения: 18.03.2021).
3. Зарипова Л.Р. Внутрижилищная среда и здоровье населения / Л.Р. Зарипова, А.В. Иванов, Е.А. Тафеева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – [Электронный ресурс]. - http://science- education.ru/ru/article/ view?id=22081 (дата обращения: 18.03.2021).
4. Крийт В.Е. Основные проблемы гигиенического нормирования микроклимата жилых и общественных зданий/ В.Е. Крийт, Ю.Н. Сладкова //Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-gigienicheskogo-normirovaniya-mikroklimata-zhilyh-i-obschestvennyh-zdaniy (дата обращения: 10.03.2021).
5. Кулаков К.Ю. Влияние изменений параметров микроклимата на самочувствие человека и эксплуатационные характеристики строительных конструкций/ К. Ю. Кулаков, Е.М. Егорова //Московский экономический журнал. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izmeneniy-parametrov-mikroklimata-na-samochuvstvie-cheloveka-i-ekspluatatsionnye-harakteristiki-stroitelnyh-konstruktsiy (дата обращения: 10.03.2021).
6. Новицкий В.Ф. Экологические аспекты безопасности жилых зданий / В.Ф. Новицкий, Е.А. Бомбело //Экология урбанизированных территорий. – 2010. – № 4. – С. 43–47.
7. Тимошенко Е.А. Анализ и характеристика основных факторов, влияющих на экологическую безопасность помещений жилых зданий / Е.А. Тимошенко, Н.В. Савицкий //Вісник ПДАБА. 2015. № 1 (202). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-harakteristika-osnovnyh-faktorov-vliyayuschih-na-ekologicheskuyu-bezopasnost-pomescheniy-zhilyh-zdaniy (дата обращения: 10.03.2021).
8. Бондин В.И. Формирование состояния здоровья детского населения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой /В.И. Бондин, Е.И. Почекаева, Т.В. Попова, П.А. Азнаурьян //Валеология. 2011. № 4. С. 7–10.
9. Попова Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детского населения при сочетанном воздействии химических и физических факторов: автореферат дисс… канд. мед. наук: 14.00.07 / Т.В. Попова. – Москва, 2009. – 24 с.
10. Chaudhuri N. Interventions to Improve Children's Health by Improving the Housing Environment. / Chaudhuri N. //Rev Environ Health. 2021 Feb 20;19(3-4):197-222. doi: 10.1515/reveh-2004-19-3-404. PMID: 33607709.
11. Здравоохранение в России. 2019 Статический сборник /Росстат. -М., 2019. -170 с. URL: https://resursor.ru/statisticheskij-sbornik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/zdorovye-naseleniya-deti/
12. Global Hygiene Council. A report by the global hygiene council on the impact of hygiene on common paediatric infections. URL: http://www.hygienecouncil.org/media/752/small-steps-for-big-change-report.pdf
13. 2011 NSF International Household Germ Study. Executive Summary [Electronic resource] // NSF.org: National Sanitation Foundation. 2011. URL: https://d2evkimvhatqav.cloudfront.net/documents/2011_NSF_Household_Germ_Study_exec-summary.pdf?mtime=20200420102148&focal=none
14. Журавлев П. В. Комплексное изучение микробного риска возникновения острых кишечных инфекций при оценке эпидемической безопасности питьевого водопользования/ П.В. Журавлев, В.В. Алешня, Е.В. Ковалев // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2018. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-izuchenie-mikrobnogo-riska-vozniknoveniya-ostryh-kishechnyh-infektsiy-pri-otsenke-epidemicheskoy-bezopasnosti-pitievogo (дата обращения: 18.03.2021).
15. Schmithausen R. M. The washing machine as a reservoir for transmission of extended spectrum beta-lactamase (CTX-M-15)-producing Klebsiella oxytoca ST201 in newborns /R. M. Schmithausen, E. Sib, M. Exner et al. // Applied and Environmental Microbiology Oct 2019, 85 (22) e01435-19; URL:https://aem.asm.org/content/85/22/e01435-19
16. Robertson E. Is your LAUNDRY making you ill? 30°C cycles breed bacteria and transfer germs from your underwear to tea towels/ E. Robertson// [Electronic resource] Dailymail.co.uk: The daily newspaper. 2013. 21 Aug. URL: https://www.dailymail.co.uk/health/article-2398775/30-C-laundry-cycles-breed-bacteria-transfer-germs-underwear-tea-towels.html#ixzz2cdJdQUyP
17. The American Society for Microbiology. Your energy-efficient washing machine could be harboring pathogens [Electronic resource] // Medicalхpress.com: medical and health news service. 2019. 27 Sept. URL: https://medicalxpress.com/news/2019-09-energy-efficient-machine-harboring-pathogens.html
18. Bloomfield S. F. Containing the burden of infectious diseases is everyone’s responsibility. A call for an integrated strategy for developing and promoting hygiene behaviour change in home and everyday life/ S. F. Bloomfield, L. Ackerley, D. Bockmühl, et al. (2018). https://www.ifh-homehygiene.org/sites/default/files/publications/IFH%20White%20Paper-10-18.pdf
19. Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях – М., 2015. – 58 с.
20. Holm S. M., Leonard V., Durrani T., & Miller M. D. (2019). Do we know how best to disinfect child care sites in the United States? A review of available disinfectant efficacy data and health risks of the major disinfectant classes /S. M. Holm, V. Leonard, T. Durrani, & M. D. Miller //American journal of infection control, 47(1), 82–91. https://doi.org/10.1016/j.ajic.2018.06.013
21. Material Safety Data Sheet. 2-Phenylphenol, 99+%. Revision Date: 2005, 20 Nov. URL: http://www.tn.edu/ehs/msds/p/2-Phenylphenol,99percent.pdf
22. Texas Department of Family and Protective Services. Мinimum standards for child-care centers 2018, p. 224. Available at https://www.daycare.com/texas/centers.pdf (accessed 10.03.2021)
23. N.C. Department of Health and Human Services. Rules governing. The sanitation of child care centers 15A NCAC 18A .2800 (Effective July 1, 1991, amended effective August 2, 2007). URL: http://health.grahamcounty.org/DocumentCenter/View/164/15A-NCAC-18A-2800-Rules-Governing-Sanitaiton-of-Child-Care-Centers?bidId=
24. Use Safer Disinfectants and Disinfecting Practices [Electronic resource] /Greenschools.net: Green Schools Initiative. URL: http://www.greenschools.net/
25. Колосова Л.В. К вопросу об антимикробных консервантах лекарственных препаратов для детей /Л.В. Колосова, О. В. Гунар // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-antimikrobnyh-konservantah-lekarstvennyh-preparatov-dlya-detey
26. Ким М.Е. Сиропы: состав, технология, современное состояние исследований (обзор литературы) /М.Е. Ким, Э.Ф. Степанова, С.Б. Евсеева //Фармация и фармакология. 2014. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/siropy-sostav-tehnologiya-sovremennoe-sostoyanie-issledovaniy-obzor-literatury.
27. ГОСТ Р 58151.1-2018 Средства дезинфицирующие. Общие технические требования (с Поправкой). - М.: Стандартинформ, 2018. -16 с.
28. О гигиене при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ. [Электронный ресурс]// Роспотребнадзор. 31.01.2020. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13590
29. Письмо Роспотребнадзора от 22.03.20 №02/4716-2020-27. «О рекомендациях по проведению дезинфекции жилых помещений для лиц, находящихся в период изоляции». 2 стр. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/ТО%20о%20рекоменд.%20по%20провед.%20дезинфекц.%20в%20жилых%20помещениях%2022.03.2020.pdf
30. О рекомендациях по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса. [Электронный ресурс] // Роспотребнадзор. 03.04.2020.URL:https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14168
31. Памятка Роспотребнадзора «Рассадники бактерий на вашей кухне» 2019. Режим доступа: https://tass.ru/infographics/8761
32. Макеева А. Роспотребнадзор напоминает: вымыл руки - помой и телефон! Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. 16 марта 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27104/4179024/
33. О рекомендациях как защитить детей от коронавируса в период снятия ограничений. [Электронный ресурс] // Роспотребнадзор. 22.06.2020: URL:https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14740
34. Письмо Роспотребнадзора от 07.02.2020 №02|1814-2020-23 «О рекомендациях по профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях».
35. Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям. Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями)
36. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
37. Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения от 15 мая 2020 г. «Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/74060734/#ixzz6pV759cen
38. The International Scientific Forum on Home Hygiene. Containing the burden of infectious diseases is everyone’s responsibility. A report commissioned by the International Scientific Forum on Home Hygiene. October 2018. 40 p. Avaliable at: https://www.ifh-homehygiene.org/review/containing-burden-infectious-diseases-everyones-responsibility-call-integrated-strategy
39. Временное руководство ВОЗ от 1 апреля 2020 г. «Рекомендации государствам-членам по улучшению практики гигиены рук для предотвращения трансмиссии вируса COVID-19»
40. ФОМнибус. Опрос граждан РФ от 18 лет и старше «О мерах против коронавируса и о вероятности его распространения в нашей стране». 9 февраля 2020 г. Электронный ресурс: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14350
41. ВЦИОМ Новости. Аналитический обзор «Россияне опасаются коронавируса и ищут пути защиты от него» 23.02.2020. Электронный ресурс: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-opasayutsya-koronavirusa-i-ishhut-puti-zashhity-ot-nego
42. Royal society for public health. Too clean or not too clean? The case for targeted hygiene in the home and everyday life. June 2019, 19 p. Available at: https://www.rsph.org.uk/static/uploaded/06b37f30-2241-4e98-aba93fc15346e7a5.pdf
43. Royal society for public health. Too clean or not too clean? The case for targeted hygiene in the home and everyday life. June 2019, 19 p. Available at: https://www.rsph.org.uk/static/uploaded/06b37f30-2241-4e98-aba93fc15346e7a5.pdf
44. Смирнова Е.П. Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. 2 класс. Конспекты уроков / Е.П. Смирнова, Н.В. Панова //М.: Владос. 2015, 129 стр. ISBN: 978-5-691-01995-1
45. Матвеев А. П. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных организаций /А.П. Матвеев //М.: Просвещение, 2014. 160 стр. ISBN: 978-5-09-071616-1
46. Аношина О.Г. Дистанционный урок «Бактерии, и мы» /О.Г. Антошина //Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. стр. 67-72.
47. Щёткин А. А. Методические рекомендации по личной гигиене детей школьного возраста / А. А. Щёткин, Г. Д. Брюханова, Л. П. Кузнецова //МБУЗ г. Сочи «Центр медицинской профилактики», 2017 - 32 с.
48. Максиняева М. Д. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками / М.Д. Максиняева //М.: Творческий центр, 2002 ISBN: 5-89144-244-2
49. Соловьёва Л.А. Урок биологии в школе VIII вида по теме «Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-й класс / Л.А. Соловьёва //2015. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/articles/653881]
50. МАОУ СОШ № 5 Каменно-Уральский. [Электронный ресурс] // Средняя общеобразовательная школа №5. URL: http://mbou5.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=30

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Горенков Р.В.1,2,3, Васильева Т.П.1, Ротов В.М.1, Якушин М.А.1, Арсеенкова О.Ю.1, Малахова А.Р.1, Макарова Е.В.1
1 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия
2 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
3 ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского», Москва, Россия

AUTHORS

R.V. Gorenkov1,2,3, Vasilyeva T.P.1, Rotov V.M.1, Yakushin M.A.1, Arseenkova O.Yu.1, Malakhova A.R.1, Makarova E.V.1
1 The Federal State Budget Scientific Institution «The N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia
2 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia
3 M.F. Vladimirsky Moscow Regional Research and Clinical Institute, Moscow, Russia

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ 
Центра фундаментальных исследований в лабораторной медицине

1. Комплексная услуга по разработке и реализации концепции развития лабораторной службы (на уровне региона, муниципального образования, медицинской организации 
 1.1.  Изучение и анализ существующей структуры системы здравоохранения (регион, муниципальное образование, медицинская организация)
   

Ещё статьи...

  1. Политика в отношении обработки персональных данных
  2. Сведения о симпозиуме «Актуальные проблемы истории медицины и здравоохранения»
  3. Обучение в докторантуре
  4. Поступление в докторантуру

Аспирантура

  • Аспирантура
  • Поступление в аспирантуру
  • Обучение в аспирантуре
  • Прикрепление для подготовки диссертации
  • Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов
  • Аспирантам: оформление социальной карты
  • Локальные нормативные акты
  • Электронная информационно-образовательная среда

Ресурсы

 
minobr 
minobr 
rudn
logo spo rgb3 1d5328b1
 corupion
 ras
medmuseum
14111a10 1499951731
logo header.a4d71671

180

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»


Юридический адрес
105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, строение 1

Телефон:
+7 (495) 917-90-41

e-mail:
info@nriph.ru

 ok icon

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, строение 1

marshrut chkalovskaya 2

Яндекс.Метрика

Обратная связь

 
 
 
© 2025 ФГБНУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ Н.А. СЕМАШКО. Все права защищены. Программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.